Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №05  / Загадки «Желтых великанов»
карта сайта
№04 №05 №06
4 Февраля 2017 года, Суббота
Архив всех номеров
Культура
04.02, Суббота

Загадки «Желтых великанов»


Печатная версия
Ключевые слова:

Четыре года назад, в канун нового 2012 года, в подземелье дворца Нарышкиных появились «Желтые великаны». Так, по инициативе Виталия Абрамова, директора разместившегося здесь Одесского художественного музея, была названа созданная в бывшей столярной мастерской экспериментальная выставочная галерея. Своды ее по сей день украшают сохранившиеся фрагменты старинной монохромной росписи, выполненной в тональности сепии и золотистой охры.

Удивительные, причудливые росписи эти в аллегорической манере воспевают простые радости любителей пива и веселого времяпровождения. И сразу же после открытия «Желтых великанов» страницы одесских СМИ запестрели неоднозначными заголовками. Способствовал, наверное, этому украшающий настенные росписи готический шрифт. Музейщикам же, естественно, захотелось разобраться, кто автор росписи? Когда и почему ею было украшено подземелье старинного дворца? И что находилось более сотни лет назад на его территории?
Ответить на эти вопросы, предприняв собственное исследование, решили Виталий Абрамов и заместитель директора музея по научной работе Сергей Седых. Результат их усилий - экспонирующаяся сегодня в экспериментальной галерее выставка «Декоративные росписи на Выставке домоустройства в Одессе 1895 года», раскрывающая загадки «Желтых великанов».
- Первое, что мы сделали - начали разбираться со шрифтом, - рассказывает Сергей
Седых. - Оказывается, в Германии в 1941 году готический шрифт был запрещен специальным циркуляром. Запрет был связан якобы с возможным влиянием на гарнитуру литер еврейского квадратного письма, распространенного, в частности, среди швабских евреев. Еще одна - более убедительная - теория: запрет связан с тем, что жители оккупированных территорий зачастую не могли свободно читать тексты, написанные готическим шрифтом, что отнюдь не способствовало распространению там германской власти.


Не встречались сведения о росписях и в посвященных истории музейных пространств материалах 20-30-х годов. А вот в 1895 году здесь, в Городском доме, подаренном Одессе 
Г.Г. Маразли для размещения в нем музея изящных искусств, и прилегающем к нему саду Одесским отделением Императорского русского технического общества была устроена крупномасштабная по тем временам «Выставка домоустройства в Одессе, запланированная к празднованию столетия города. Правда, открылась она с опозданием на год. Зато длилась эта грандиозная выставка в течение нескольких лет, а территория ее распространялась практически до улицы Приморской. Согласно отчетам Технического общества, за три месяца работы ее посетило четверть миллиона человек. В числе посетителей были отмечены члены императорской фамилии и даже абиссинский принц Дамто. Иногда ежедневно здесь бывало до пяти-восьми тысяч человек - сегодня такое количество публики собирают разве что стадионы с концертами рок-звезд. И это при том, что входные билеты были достаточно дороги.
Территорию выставки украшали грандиозная арка из искусственного камня, созданная по прогрессивнейшей в те времена строительной технологии и сохранившаяся до 20-х годов прошлого века, скульптура работы прославленного одесского ваятеля Бориса Эдуардса и созданная в знаменитом французском ателье литая статуя Петра І. Правда, одесская пресса отметила, что Петр скорее похож на Пьеро, чем на легендарного императора, и французы забрали свое творение восвояси. С тыльной стороны здания через бальный зал был выход в верхний сад, где переливался четырьмя красками цветомузыкальный фонтан, располагались выставочные павильоны и регулярно проходили всевозможные интереснейшие и полезные мероприятия: от конкурса рестораторов на лучшее приготовление пирожных до мастер-класса заточки и метания ножей и испытаний-взрывов несгораемых сейфов. В общем, здесь было все: от презентаций дверных ручек до высоких технологий. И на рекламе одесские предприниматели не экономили, заказывая ее у таких мастеров, как великолепный «мирискусник» Иван Билибин и легендарный основатель промышленной рекламы Людвиг Хольвайн.
Здесь непрерывно играла музыка - три оркестра по 40 - 50 человек. В небо взмывали диковинные воздушные шары - благо, рядом была проложена магистраль к газовому заводу, расположившемуся по соседству. И, возможно, взлетал над морем на аэроплане вместе с пионером авиации Сергеем Уточкиным воспевший одесский «Гамбринус» Александр Куприн.
Но если дам влекло в облака, то мужчин - в прохладные бездны дворцовых подземелий. Часть здания и площадка перед ним распорядительным комитетом выставки была сдана в аренду известному одесскому ресторатору А. Гоппенфельду. Ресторан находился наверху. А в подвале под зданием открыла пивное заведение фирма Енни и К°. В этот день пиво предлагалось всем желающим бесплатно. «Весь зал уставлен бочками и бочонками, расписан в юмористическом духе и украшен гирляндами из зелени и флагами. Освещение электрическое», - оповещали СМИ тех времен.
Вся эта территория, вплоть до улицы Приморской называлась «Швейцарской долиной». Совпадение? Фридрих Енни, крупнейший пивозаводчик Одессы (его семьей даже были предприняты попытки монополизировать в нашем городе производство этого веселящего напитка, поставляемого компанией не только по всей империи, но и в Великобританию и США, сегодня, кстати, в стенах его завода находится Одесский комбинат пищевых концентратов) являлся швейцарско-поданным. Господин Блангонэ - работавший прямо на выставке весьма востребованный «вывесочный художник, успевающий изготовить каждые 2 часа по одной вывеске в 10 руб.» также был гражданином Швейцарии. Потому украшающие зал девицы в весьма коротких, по меркам ХІХ века, юбочках, возможно, выполнены именно им - швейцарский национальный женский костюм предполагает юбки довольно короткие.
Что же означает роспись?
- Первое, что мы подумали, - это был какой-то единый текст, - рассказывает Сергей Седых. - Но не смогли связать воедино общую картину. Вторая проблема - перевод: все, что переводили, не несло смысловой нагрузки. Потом прочитали в одной из одесских газет того времени, что стены были украшены росписями, прокомментированными поговорками. Именно поговорками - поэтому они и не переводились буквально. И через сто лет современное поколение немцев не всегда может их понять.
Итак, первая надпись, комментирующая изображение простуженного, страдающего насморком месяца, предупреждает: «Остерегайся!» Объясняется это предостережение просто: в пивной было достаточно сыро, потому почтенным посетителям лучше было бы здесь особо не засиживаться - недолго и ревматизм заработать. Ну, безусловно, остерегаться надо и перебрать хмельного напитка. «Кто не любит пиво, женщин и песни, тот глупец», - гласит надпись, венчающая изображение девушки, подносящей кубок юноше, играющему на мандолине. Говорят, что постулат сей принадлежит самому Мартину Лютеру. «Теперь у тебя есть все», утверждает еще одна поговорка, сопровождающая изображение вполне довольного жизнью человека - правильно, с наполненной пивной кружкой в руке. И последняя фраза: «Будь бдителен!» - то есть, как ни предавался бы ты развлечениям и утехам, голову не теряй никогда.
Конечно, росписи - фрески по сухой штукатурке - нуждаются в укреплении и реставрации. Но, к сожалению, сегодня у музея нет для этого средств. Невероятно бережно надо относиться к этому уникальному островку старинной Одессы, убежден Виталий Абрамов. Хотя подобные росписи, по утверждению одесского краеведа Олега Губаря, были и в расположенном на улице Преображенской, 32 легендарном «Гамбринусе», владела которым, кстати, 
супруга Гоппенфельда Паулина. Старожилы утверждали, что еще после Второй мировой войны их там можно было увидеть. Подвал сохранился до сих пор. Над ним еще с советских времен расположился ювелирный магазин «Радуга». Конечно, интересно было бы провести изыскания и там. Но навряд ли ювелирный магазин даст на это согласие.

Журналист: Велимир Дубасов
Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 14 827.48 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2017 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте