Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №18  / Децентрализация : свобода и ответственность
карта сайта
№17 №18 №19
16 Мая 2015 года, Суббота
Архив всех номеров
Человек и общество
К сведению переселенцев, проживающих в Одессе
Південно-Східне територіальне квартирно-експлуатаційне управління оголошує конкурс
Підприємство: КП «Теплопостачання міста Одеси» заявляє про намір одержати дозвіл
16.05, Суббота

Децентрализация : свобода и ответственность


Печатная версия
Ключевые слова:

«Экономическая децентрализация даст Одессе значительные полномочия. Наш город сможет самостоятельно принимать решения по формированию доходов, расходов и нормативно-правовому регулированию своей деятельности в лице местного органа самоуправления», - рассказал в интервью «Одесскому вестнику» адвокат, кандидат юридических наук, член Одесского исполкома Руслан ЧЕРНОЛУЦКИЙ.

- Депутаты на следующей сессии Верховной Рады Украины намерены дать законный ход процессу децентрализации. Руслан Васильевич, что же это такое - децентрализация?
- Децентрализация на деле - это когда в сферу полномочий нашей территориальной громады перейдут внешкольное и общее среднее образование, содержание органов местного самоуправления, первичная медицинская помощь и так далее. Бюджетная автономия Одессы будет формироваться за счет того, что часть налогов будет оставаться у нас, в том числе налоги на прибыль, акцизы и доходы физических лиц. В будущем планируется передать в ведение местной власти регистрацию недвижимого имущества и, как следствие, налоговые сборы с жилой и коммерческой недвижимости (подобный налог, кстати, был одной из основных статей дохода местного бюджета Одессы в начале XX века). А вообще, слово «децентрализация» вошло в употребление еще во втором десятилетии XIX века. Французский политический деятель Алексис де Токвиль писал: «Децентрализация имеет не только административную ценность, но также гражданское измерение, так как она увеличивает возможности граждан деятельно интересоваться публичными делами; это позволяет им привыкнуть к использованию свободы. А из накопления этих локальных, деятельных, «разборчивых» свобод рождается наиболее эффективный противовес к притязаниям центрального правительства, даже если они были поддержаны коллективной волей».
- Означает ли децентрализация недоверие к политике правительственных структур?
- Не совсем так. Движение к местной подотчетности и к большему контролю над своей судьбой, скорее, означает сильное желание граждан управлять своей территорией по собственному усмотрению.
- Насколько оправданны опасения по поводу того, что децентрализация ослабит центральную власть?
- Децентрализация не является признаком ослабления центральной власти. Это, скорее, эффективный инструмент улучшения качества управления государством и финансовыми потоками. Предотвратить планы по внутреннему расколу Украины власть может, лишь проявив инициативу и выдвинув собственный альтернативный проект реформирования страны. Если убрать политическую подоплеку, страх и профессионально посмотреть на данный вопрос, то децентрализация является весьма перспективной идеей, реализация которой может пойти на благо государства. Она позволит укрепить центральную власть, предоставив ей возможность сконцентрировать внимание и ресурсы на задачах национального уровня и освободив ее от множества текущих вопросов, которые куда более эффективно могут решаться на местном уровне. В истоках децентрализации лежит гипотеза теории менеджмента о том, что сужение круга задач приводит к повышению качества их выполнения и улучшению результатов работы. Центральные правительства развитых стран ЕС пытаются максимально разгрузить себя от локальных функций, которые более эффективно могут выполнять органы местного самоуправления, сконцентрировавшись на реализации общенациональных задач.
- Какие функции оставляет за собой центральная власть в ЕС?
- Национальная оборона, макроэкономическая политика, денежно-кредитная сфера, судебная система, управление транспортными коммуникациями государственного значения - вот чем занимаются в развитых странах Европы на уровне правительств.
- А что передано на местный уровень?
- Образование, медицина, коммунальное хозяйство и коммуникации, пожарная безопасность, благоустройство и охрана правопорядка. Реальная децентрализация государственного управления в ЕС всегда сопровождается передачей органам местного самоуправления эквивалентных финансовых источников. Передача полномочий без адекватного расширения их финансовой базы чревата превращением органов местного самоуправления в институты, занимающиеся пассивной реализацией политики центральной власти, а при отсутствии средств фактически снимают с себя ответственность за социально-экономическое положение города или села. Такую модель можно назвать псевдодецентрализацией. Но если провести реальную децентрализацию, то можно получить отличные результаты. К примеру, в ЕС, где данный процесс был осуществлен не только в федеральных странах и странах с исторически влиятельными позициями местной власти, но и в унитарных государствах, опыт показал, что децентрализация обеспечивает серьезные позитивные изменения.
- Какие именно?
- Во-первых, повышается качество государственного управления на центральном уровне. Правительства получают возможность заниматься действительно важными делами национального масштаба. Чиновникам центрального аппарата не мешают сотни локальных вопросов, которые отвлекают внимание и ресурсы. Во-вторых, повышается качество работы местной управленческой элиты. Когда органы местного самоуправления имеют собственные средства и полномочия по их мобилизации, они несут политическую ответственность за социально- экономическое положение соответствующей административно-территориальной единицы. В этом случае общественность акцентирует внимание именно на местных чиновниках, что стимулирует последних работать более эффективно, если они хотят остаться у власти.
- А как обстоит дело с эффективностью расходования бюджетных средств в условиях децентрализации?
- Центральное правительство, которое в большей степени занимается общенациональными задачами и географически расположено в столице, физически не может ориентироваться в проблемах разнородных регионов страны. Если же бюджетными средствами распоряжаются органы местного самоуправления, которые обычно формируются из представителей местной элиты, знакомых с местными проблемами, то это способствует более эффективному использованию средств. Как правило, украинские власти щедро передают на места только обязанности, то есть расходы. Однако доходная база бюджета по-прежнему остается централизованной. В связи с этим ключевое внимание в проектах децентрализации Президент Украины Петр Порошенко отводит именно децентрализации налоговой системы. Возможным вариантом решения данной задачи может быть переход на связанную модель налогов. Ее суть заключается в закреплении за местными бюджетами части поступлений от государственных налогов, которые не будут учитываться при расчете межбюджетных трансфертов. Наиболее эффективной мерой является закрепление за местными бюджетами части налога на прибыль предприятий.
- Итак, децентрализация позволит Одессе оставить себе больше денег. А что она потребует взамен?
- Децентрализация - это не только свобода в принятии ряда управленческих решений, но и большая ответственность за результаты экономической и хозяйственной деятельности громады. Ведь с понятием децентрализации мы теряем субвенции. Теперь же мы сами будем ответственны за свои показатели хозяйственной деятельности. Мы обязаны будем стать гражданским обществом.
- И в завершение беседы - о том, что у нас часто ставят знак равенства между децентрализацией и федерализацией, а это вызывает опасения унитаристов в отношении первой. Насколько эти опасения оправданны?
- Децентрализация не имеет ничего общего с федерализацией. Украина была, есть и будет оставаться унитарным государством. За последний год поддержка обществом унитарной модели построения управления государством, по мнению Петра Порошенко, почти приближается к 90 процентам. Тем, кто ратует за федерализацию, Президент предлагает Всеукраинский референдум, чтобы выяснить, чего хотят украинцы.

Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 12 240.40 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2018 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте